Наука о здоровой и счастливой жизни

Почему Аюрведа?

Этим материалом мы предваряем публикацию цикла статей по аюрведической тематике под общим названием «Наука о здоровой и счастливой жизни». Идея этого цикла появилась у меня в ходе проведения аюрведических консультаций и лекций. Цель этих публикаций - заложить основы аюрведических знаний, что бы впоследствии читатель мог самостоятельно их расширять и углублять.

Аюрведа - это древняя система оздоровления. Так почему же в наш век высоких достижений науки и техники, когда знания устаревают в течение жизни одного поколения, мы интересуемся этими древними знаниями о жизни и здоровье?

Здоровье и болезнь, пожалуй, нет другой настолько актуальной и постоянной темы человеческого общения. И правила хорошего тона, и искренний интерес, и сострадание движут нами, когда мы интересуемся здоровьем, высказываем пожелания здоровья при общении с другими людьми. Хорошее здоровье и отсутствие болезней – мечта каждого человека. Это тот редкий случай, когда общество имеет единую точку зрения и безоговорочно разделяет это желание. Казалось бы, при такой актуальности вопроса, единстве целей, мощных материальных ресурсах и достижениях современной науки и техники цивилизация давно должна была выработать эффективные пути решения проблемы здоровья и болезней. Но не всё так просто. Попробуем разобраться в этих вопросах.

Развитие цивилизации делает мир всё более безопасным и комфортным. Современная высокотехнологичная медицина победила множество болезней. И всё же люди не стали здоровее и всё больше страдают от внутренней неудовлетворенности. Этот парадокс и побуждает нас обратить внимание на традиционные системы оздоровления, попытаться переосмыслить их мудрость, и интегрировать их опыт с достижениями современной науки и технологии. И здесь мы с надеждой уповаем на Аюрведу.

Говоря об Аюрведе, мы никак не избежим вопроса о её взаимоотношениях с современной медициной. На мой взгляд, в этом вопросе много заблуждений и даже путаницы в терминологии. Зачастую современную западную медицину называют традиционной, а различные направления восточной медицины (в том числе и Аюрведу) или народное целительство называют нетрадиционной или даже альтернативной. Но это далеко не так. Аюрведа – это изначальная медицинская система, истоки которой теряются в глубине тысячелетий. И она заложила основы практически любой национальной системы оздоровления и современной так называемой западной медицины. Даже такие символические вещи, как клятва врача (клятва Гиппократа) и белый цвет врачебного халата заимствованы из Аюрведы. За многие тысячелетия Аюрведа излечила гораздо больше людей, чем современная медицина за неполные 200 лет, которые насчитывают историки современной медицины. Поэтому термин «традиционная» грамотно употреблять по отношению к Аюрведе, Китайской, Тибетской медицине, траволечению, и др. системам оздоровления; а термин «нетрадиционная» - по отношению к так называемой современной западной медицине.

И ещё одно глубокое заблуждение – это альтернативность Аюрведы по отношению к современной медицине. Несмотря на выдающиеся и бесспорные достижения современной медицины в сфере интенсивной терапии острых состояний и медицины  катастроф, имеет место зияющий пробел в исцелении хронических недугов и профилактике заболеваний. В этой области гордиться современной медицине особо нечем. Более того, современное быстрое и эффективное облегчение острых состояний зачастую устраняет поверхностные симптомы, оставляя без внимания глубинные причины заболевания, и способствует дальнейшему развитию скрытого патологического процесса, вызывающего ещё более серьезные и трудно устранимые проблемы со здоровьем человека. Но в рамках этой статьи я не ставлю задачу критики современной медицины. В этом вопросе критиков достаточно и без меня. Кстати, хочу особо оговорить, что когда я говорю о современной медицине, я имею в виду систему медицинских знаний и технологий лечения, а не систему здравоохранения. Ибо здесь ситуация ещё хуже, но не будем о грустном.

В отличие от современной медицины, аюрведическая концепция  здоровья опирается на Ведическую философскую платформу и учитывает духовный аспект мироздания, основывается на принципах целостности человека и его единстве с окружающим миром, придерживается индивидуального подхода к пациенту и учета его конституциональных особенностей и психоэмоциональной сферы. Как видим, эти отличия существенны и не в пользу современной медицины. Но я не разделяю точку зрения отдельных авторов в вопросе противопоставления Аюрведы и современной медицины, и необоснованного умаления её достижений. Я считаю, что современная медицина оказалась неспособна обеспечить здоровье общества в силу определенных недостатков развития самого общества.
Современная западная медицина возникла как результат воплощения ведического принципа «место – время – обстоятельства», приложенного к Аюрведе в условиях эллинской культуры. Но в последствие эти обстоятельства изменились столь сильно, что медицина утратила живой дух Аюрведы. Медицина – это отрасль общественного хозяйства, которая функционирует по экономическим законам и должна удовлетворять специфические запросы общества в области здоровья. История распорядилась так, что общество, только прикрываясь духовными идеалами, на деле избрало технократический путь развития, где человек был заменен на потребителя. Движущей силой общественного развития стала идея максимального удовлетворения текущих потребностей человека и  формирование новых ещё более ресурсоемких потребностей. Эта общественная парадигма противоречит духовной природе человека и здоровому образу жизни, как основе здоровья.

Общество ставит перед медициной задачу как можно быстрее «подлатать» человека, чтобы вернуть работника на производство, а потребителя – к прилавку. При этом медицина, являясь отраслью экономики, копирует экономическую модель общества: удовлетворяет спрос на медицинские услуги таким образом, что потребности в этих услугах неизменно растут. Медицина выполняет запросы общества: побеждает симптомы болезней, а болезни остаются, побеждает болезни, а здоровья как не было, так и нет.

В вопросе сопоставления современной медицины и традиционных систем оздоровления много крайностей. Одни объявляют крестовый поход против «дремучих знахарей», другие не приемлют бездушных «врачей-убийц». С завидной регулярностью  общественное мнение будоражут сообщения на эту тему, подкидывая аргументы то для одной, то для другой из спорящих сторон. Истина, как обычно, лежит посредине. И есть тенденция к её принятию противоборствующими сторонами. Примером этого процесса взаимного обогащения могут служить гомеопатия и акупунктура. Когда-то эти дисциплины не признавались современной медициной, а сейчас являются её составной частью.
Будем надеяться, что такая же участь ожидает и Аюрведу, и йоготерапию и другие традиционные системы оздоровления. Но это так сказать официальная сторона вопроса. На практике же думающие врачи и аюрведические специалисты давно уже осознали пользу взаимного сотрудничества, и сочетают разумное медикаментозное лечение с аюрведическими методами оздоровления и профилактики. И выигрывает от такого сотрудничества, прежде всего, пациент.

Я привожу здесь и далее эти рассуждения для того, чтобы обосновать необходимость перемены взглядов на здоровье человека с раджасичных позиций потребительского общества на саттвичную ведическую духовную платформу. Тем же, кто ставит под сомнение реальность достижения этой цели, кто уверен в незыблемости современной господствующей парадигмы, хочу напомнить, что в исторической перспективе идеалы потребительского общества существует несопоставимо короткое время по сравнению с Ведической духовной традицией.

Верно и другое, что начинать перемены общественных устоев следует с самого себя. Здесь будет уместно привести слова Махатмы Ганди: «Давайте станем той переменой, которую мы хотим увидеть в окружающем мире».

Таким образом, в настоящее время, несмотря на значительные достижения современной медицины, Аюрведа не только не утратила своей ценности, но и переживает настоящий бум среди западных специалистов и населения. И волна этого интереса докатилась до России.


Александр Семиряжко
аюрведический консультант



Производители

Показать все
 

Опрос

Товаров какой категории не хватает в нашем магазине, на ваш взгляд?








Бесплатная консультация специалиста по Аюрведе
  • ВКонтакте
  • Facebook

Корзина

Самое время делать покупки

Служба качества


Подробнее >>

Быстро решим проблемы с заказом и примем предложения по улучшению качества нашей работы    

 
Быстрая доставка:


• самовывоз в Москве и СПб
• курьером по Москве и СПб
• самовывоз по России
• постаматы Pickpoint
• почта России и EMS
• Транспортные компании

Удобная оплата:


• оплата наличными;
• картой VISA / MasterCard;
• оплата через любой банк;
• наложенный платеж;
• Яндекс.Деньги, Webmoney;
• QIWI.

 
On-line консультация

Последние отзывы о наших товарах

Масло Гхи топленое, 325 г.

Очень рекомендую всем это масло. Во время беременности испытывала изжогу от любого блюда приготовленного на масле, тепер ...

03.12.2016 Елена

Натуральное кокосовое масло (Aasha Herbals), 100 мл.

Масло этой марки просто замечательное!!! Мне очень понравилось, даже лучше чем от "Парашут". Кожа после него мягкая,увла ...

03.12.2016

Краска для волос на основе хны (Lady Henna), 6 х 10 г., каштан

Отличная краска! Покупаю для мамы. У нее процентов 80 седых волос. Так что красится давно разными лореалями и т.д. Пятна ...

02.12.2016 Юлиана